Таджикам не нужен `МегаФон`

Таджикам не нужен `МегаФон`

09.03.2007
Новости Компании

Опасный прецедент для российских сотовых компаний произошел в Таджикистане. Намерение «МегаФона» провести ребрендинг контролируемой им на 75% местной «дочке» неожиданно споткнулось о сопротивление миноритарного акционера таджикского оператора — государственной компании «Точиктелеком».
Таджикское правительство, контролирующее местного монополиста проводной связи — компанию «Точиктелеком», — выступило против перехода одного из крупнейших в республике сотовых операторов «ТТ-Мобайл» на бренд «МегаФона». 75% акций «ТТ-Мобайл» принадлежит российскому оператору, который принял решение о переводе в середине марта его операций под собственный бренд. Однако, как заявил замминистра транспорта и коммуникаций республики Бег Зухуров, «Точиктелеком» не был уведомлен о смене бренда компании и не участвовал в процессе принятия такого решения, хотя остальные 25% акций «ТТ-Мобайла» принадлежат ему.
«Без согласования вопроса со второй стороной акционерное общество не может принимать важные решения», — отметил г-н Зухуров, добавив, что министерство выступает против изменения бренда сотового оператора. По его словам, смена бренда может обойтись в $600 тыс. При этом «Точиктелеком» должен вложить четверть этой суммы, что абсолютно нереально.
«"Точиктелеком" не мог быть не проинформирован о проведении ребрендинга "ТТ-Мобайл", — уверяет пресс-секретарь "МегаФона" Марина Белашева. — Решение об этом принималось советом директоров таджикского сотового оператора, в работе которого принимали участие и представители "Точиктелекома"». Г-жа Белашева сообщила, что сейчас с таджикской стороной ведутся дополнительные консультации, и «МегаФон» надеется, что ребрендинг состоится в намеченные сроки.
Оператор мобильной связи «ТТ-Мобайл» создавался в 2001 г., причем «МегаФон» изначально владел в нем контрольным пакетом акций. «Но "Точиктелеком" всегда был против внедрения в республике бренда "МегаФон", поэтому оператор стал работать под торговой маркой "Мобильные линии Таджикистана" (МЛТ), — вспоминает старший эксперт iKS-Consulting Маргарита Зобнина. — Впрочем, "МегаФон" все-таки обладает подавляющим большинством голосов в этой компании, что позволяет ему единолично принять соответствующее решение. Поэтому следует ожидать, что в ближайшее время ребрендинг "ТТ-Мобайл" будет проведен».
Схема работы в странах СНГ с участием местных партнеров широко используется сотовыми операторами «большой тройки», и до сих пор еще не было случаев, когда намерение перевести местных сотовых операторов под российские бренды встречало бы сопротивление. Даже в Белоруссии местный филиал МТС провел в прошлом году ребрендинг, сделав своим символом яйцо, хотя контрольный пакет акций белорусского оператора принадлежит властям республики. «Переход под торговые марки российских компаний является вполне логичным, — отмечает представитель «ВымпелКома» Артем Минаев. — В СНГ люди активно перемещаются между странами — например, из 6 млн. жителей Таджикистана 1 млн человек регулярно ездят в Россию на заработки, — и им удобнее пользоваться знакомым им брендом».
По данным iKS-Consulting, сейчас «ТТ-Мобайл» обслуживает 16% из 900 тыс. таджикских абонентов, являясь третьим по величине сотовым оператором в республике.