Директор РАЭК выступил на “Державинских чтениях” в Казани

Директор РАЭК выступил на “Державинских чтениях” в Казани

17.09.2018
Пресс-релизы Компании

13 сентября 2018 года в Казани, на площадке на базе Казанского (Приволжского) федерального университета открылись “Державинские чтения - 2018”. Главная тема мероприятия этого года -- "Информационные технологии в праве и правовые условия развития цифровой экономики России".

Ключевым докладом первого дня “Державинских чтений” стал “Рунет сегодня”, представленный директором Ассоциации Электронных Коммуникаций (РАЭК) Сергеем Плуготаренко. Доклад Сергея был посвящен сразу нескольким значимым аспектам: истории становления интернет-отрасли в России, саморегулированию, экспертным оценкам состояния и развития отрасли, ключевым событиям, цифрам, трендам, прогнозам.

Приводим главные тезисы выступления директора РАЭК.

Опыт взаимодействия Отрасли и Государства

“Многие старожилы Рунета до сих пор вспоминают встречу 1999 года Владимира Путина (тогда Председателя Правительства России) с интернет-общественностью, первую встречу на таком уровне, итогом которой стали гарантии свободного развития интернет-бизнеса в России, которые не нарушались впоследствии. Как мы видим, итогом стало зарождение уникальной российской интернет-экономики, появление и занятие прочных позиций национальными ИТ-лидерами, заметное положение на международных рынках и в интернет-среде”, - отметил Сергей Плуготаренко.


Цифровая экономика России

В 2017 году Аналитическим отделом РАЭК был разработан собственный подход к описанию / измерению объемов Экосистемы Цифровой Экономики.

Мы понимаем под Экосистемой Цифровой Экономики России – все те сегменты рынка, где добавленная стоимость создается с помощью цифровых (информационных) технологий. Также мы предлагаем рассмотрение Экосистемы через декомпозицию на 7 ХАБОВ (Государство и общество, Маркетинг и реклама, Финансы и торговля, Инфраструктура и связь Медиа и развлечения, Кибербезопасность, Образование и кадры)”, - отмечает Сергей Плуготаренко.

Сегодня не стоит вопрос о том, будет у нас цифровая экономика или не будет. Цифровая экономика обязательно наступит. Единственный вопрос, который стоит сегодня: будет ли у нас своя цифровая экономика, или чужая? Наша задача заключается в том, чтобы она была своя”, - подчеркнул Плуготаренко.

История регулирования интернет-отрасли

По мнению аналитиков РАЭК современное состояние регулирования сферы связи, информации и информационных технологий основывается на принятых в 2003-2006 гг. федеральных законах: «О связи», «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», «О персональных данных».

Сегодняшнее состояние регулирования в нашей отрасли характеризуется наличием многочисленных изменений, которые были внесены в эти законодательные акты после 2012 г., что, в частности, принесло противоречия в терминологическом использовании и толковании целого ряда ключевых понятий”, - отмечает Сергей

Смена парадигмы регулирования

Сергей также подчеркнул, что сегодня наблюдается смена парадигмы регулирования.

В условиях бурного развития информационных технологий (как в глобальном масштабе, так и в нашей стране) и их проникновения во все сферы деятельности остро стоит вопрос о целесообразности классической парадигмы подхода к регулированию отраслей цифровой экономики. Вместо традиционной «телекоммуникационной» необходима комплексная «инфокоммуникационная» парадигма” - отметил Сергей.

Решением может стать перестройка законодательство по многоуровневой модели - по аналогии с многоуровневым устройством сетевых протоколов”, - комментирует Сергей Плуготаренко и приводит возможные модели:

  • На «нижнем» уровне действуют операторы телекоммуникационной инфраструктуры, владельцы, операторы сетей и иные организации, относимые к «операторам связи» в традиционном понимании;

  • На следующем уровне возникают базовые услуги обработки и передачи цифровой информации, решаются вопросы сетевой адресации и идентификации;

  • На третьем уровне действуют операторы различных сервисов и приложений, появляются вопросы шифрования сообщений и их удостоверения (подписания);

  • На четвёртом уровне регулирования определяется правовой статус информации как «контента» (с точки зрения её содержания) и как объекта интеллектуальных прав.

Кроме того, может быть выделен и «нулевой» уровень регулирования, связанный с размещением телекоммуникационной (информационной) инфраструктуры на объектах гражданских прав, не регулируемых в настоящий момент нормами законодательства о связи либо об информации”, - подчеркнул директор РАЭК.

Сергей также отметил, что для оценки отношения отрасли к новым и существующим законам, регулирующим онлайн-экономику, у РАЭК есть специальный проект “Правовой дайджест”.

Хочу обратить особое внимание, что отраслевые эксперты устойчиво обозначали характер регулирования сферы высоких технологий последнего времени – как Запретительно-ограничительный. Осознавая все объективные факторы, влияющие на развитие и поддержку такой концепции, эксперты Рунета отмечают огромную национальную, общественную, технологическую и экономическую ценность российского сегмента сети Интернет и призывают к государственной поддержке отрасли, которая может заключаться в том числе в стимулирующем ее развитие законодательстве. Все мы понимаем: сегодня необходим “фазовый переход” и смена парадигмы регулирования цифровой экономики – на Инновационно-стимулирующий режим. При этом отрасль сегодня готова к сотрудничеству: из пассивного наблюдателя законодательных инициатив в её отношении — пора превращаться в проактивного создателя / модификатора нормативной базы и сильного партнера государства в этом направлении”, - отмечает Сергей.

Отношение экспертов

Также в рамках выступления Сергей Плуготаренко презентовал результаты работы аналитиков РАЭК, которые провели анализ отношения экспертов к законопроектам:

  1. Большинство внесённых в конце 2016 — начале 2017 года законопроектов принято в весенне-летнюю сессию и подписано Президентом, включая законопроекты, где реакция отрасли была резко отрицательной. При этом если в первом квартале отмечалось резкое падение числа инициатив, то к третьему кварталу их стало больше, чем за весь 2016 год.
  2. Ряд законопроектов, как с положительной, так и отрицательной для отрасли повесткой (законопроект об усилении ответственности за возбуждение ненависти или вражды, а равно унижение человеческого достоинства, законопроект о соцсетях) не получили никакого движения с момента внесения депутатами. По всей видимости их следует воспринимать скорее в медийной плоскости.
  3. За период июль — сентябрь 2017 года появилось большое количество правительственных законопроектов, что, вероятно связано окончанием срока работы правительства и попыткой доделать то, что не получилось успеть сделать ранее. При этом в данных инициативах просматривается серьезная лоббистская составляющая, в том числе в рамках антипиратского регулирования.
  4. Активно прорабатывается тема регулирования социальных сетей и других коммуникационных сервисов с точки зрения угрозы национальной безопасности.
  5. Резкое снижение доли инициатив с положительной оценкой на фоне роста нейтральной — следствие недостаточной проработанности или качества даже тех законопроектов, которые бы могли принести пользу отрасли.
  6. Значительная доля резонансных инициатив за этот период имеет концептуальную поддержку экспертов, однако оцениваются нейтрально/неоднозначно вследствие наличия важных отсылочных норм, которые на данный момент не определены (не представлены проекты НПА), в результате чего оценка может сменится как на положительную, так и на отрицательную.

Единая регуляторная платформа

Рассмотрение правового регулирования в сфере связи, информации и информационных технологий на основании упомянутой модели позволяет повысить правовую определенность и коммерческую предсказуемость в этой сфере”, - отмечает Сергей Плуготаренко.

Мы уверены, что основными целями кодификации и систематизации должны являться рассмотрения правового регулирования в сфере связи, информации и информационных технологий комплексно и на основании многоуровневой модели позволяет повысить правовую определенность и коммерческую предсказуемость в этой сфере. А для дальнейшего развития полноценной цифровой экономики, интегрированной в мировую, прежде всего необходима смена парадигмы регулирования отрасли”, - подытожил директор РАЭК.

По завершению выступления Сергей Плуготаренко отправился в Казанский ИТ-парк, где состоялась экскурсия по технопарку, встреча с первым заместителем

министра информатизации и связи Республики Татарстан Дмитрием Вандюковым, заместителями министра информатизации и связи Республики Татарстан Тимуром Зариповым, Булатом Исмагиловым, Азатом Мугиновым, генеральным директором Центра информационных технологий Республики Татарстан Алмазом Валиуллинным, директором ГАУ «Технопарк в сфере высоких технологий «ИТпарк» Антоном Грачевым по вопросу формирования региональной программы развития цифровой экономики, обмен опытом.


О “Державинских чтениях”

Конференция «Державинские чтения» – масштабное научное мероприятие, проводимое Всероссийским государственным университетом юстиции, в котором ежегодно принимают участие с докладами и научными сообщениями порядка 500 человек.

Официальный сайт: https://rpa-mu.ru/derzhavinskie-chteniya