HICLICK научился использовать ChatGPT для оценки объемов рынка недвижимости
Специалисты агентства высоких откликов HICLICK пообщались с нейросетью и проанализировали с ее помощью объем рынка жилья. А чтобы усложнить себе задачу, взяли региональный рынок – Республику Алтай.
ChatGPT стал неотъемлемым помощником экспертов из разных сфер. Его способности применимы и в такой специфической области как недвижимость. Для риэлторов, брокеров, руководителей девелоперских проектов и других представителей отрасли искусственный интеллект может собирать данные, анализировать рынок, строить прогнозы. Специалисты агентства высоких откликов HICLICK пообщались с нейросетью и проанализировали с ее помощью объем рынка жилья. А чтобы усложнить себе задачу, взяли региональный рынок – Республику Алтай.
Привлекательность рынка
По результатам анализа, за несколько лет ввод жилья в Республике Алтай вырос на 70%. Если в 2020 году это показатель составлял всего 45 000 квадратных метров, в 2021 – уже порядка 150 000 и остается на этом же уровне. При этом, подавляющее большинство квадратов, введенных в 2022, – почти 90% – относятся именно к индивидуальному строительству. Лидеры среди территорий – Майминский и Чемальский районы.
Те же процессы происходят и в денежном аспекте. Если в 2020 ChatGPT просчитал падение цен на жилые квадраты на 5-10%, то с 2021 сигнализирует об уверенном росте. Самый большой скачок стоимости коснулся такого объекта недвижимости как дом – на 59%: в 2020 году он стоил 9 млн рублей, в 2023 – 22 млн. Сотку земли в сейчас оценивают в 413 тыс. рублей, что на 38% больше, чем в 2020. Цена квадратного метра торговых площадей за три года подросла со 198 тыс. до 268 тыс. Меньше всего изменилась цена квадратов новостроек: с 96 тыс. в 2020 до 115 тыс. в 2023 году.
Объем инвестиций в Республику Алтай в 2022 году составил порядка 30 млрд рублей, что на 60% больше, чем в 2020. Все более привлекательным субъект становится именно для частных источников финансирования, деньги, как правило, вкладывают в объекты туризма. Нейросеть представила 36 инвестпроектов, реализуемых в Горном.
Что покупают?
Судя по анализу ChatGPT, в 2022 году в регионе продали больше 1000 объектов недвижимости: квартиры, дома, земельные участки и коммерческую недвижимость. Рыночная стоимость проданного составила около 2 млрд рублей. Наиболее активный участник рынка – столица субъекта Горно-Алтайск, там продали больше 400 объектов.
Среди районов бОльшим спросом пользуются топ-3 самых популярных на фоне туризма территорий. – В Майминском продали около 90 объектов, в основном земельные участки. В Чемальском – больше 70: земли, квартиры, дома. В Турочакском – около 40, большинство из них – участки. Общая стоимость объектов в трех районах – почти 500 млн рублей.
При этом самые дорогие участки в Майминском и Онгудайском районах. В первом разброс стоимости сотки земли 450 тыс.–10 млн, во втором – 300 тыс.–14 млн рублей. Самые дешевые в Усть-Коксинском – 200-700 тыс. за сотку.
Кому продают?
Нейросеть выделила несколько типов покупателей, сложившихся за последние годы. Их представителям больше 30 лет. Земельные участки покупают мелкие и средние бизнесмены, фрилансеры, менеджеры, туристы с доходом выше среднего. Им важна экологическая чистота, развитая инфраструктура. Землю они используют для строительства домов для жизни, отдыха, выращивания с/х культур, организации турбизнеса.
Коммерческую недвижимость приобретают владельцы больших бизнесов, часто связанных с туризмом, инвесторы. Их цель – получать прибыль от аренды, диверсифицировать бизнес или развивать дело на новой территории.
Жилые объекты востребованы среди удаленщиков со средним и выше среднего доходом. Им нравится жить на природе, заниматься спортом или духовными практиками. Они покупают дом для себя или аренды.
Занятость сферы
Из общего количества фирм на рынке ChatGPT выделил 10 крупных. Подчеркнул, что именно к ним чаще обращаются собственники недвижимости, усиливая конкуренцию. Вот самые серьезные игроки:
- «Алтайская недвижимость»
- «Алтайские дома»
- «Алтайский дом»
- «Алтайская земля»
- «Алтайский квартал»
- «Алтайский риэлтор»
- «Алтайская крепость»
- «Алтайский центр недвижимости»
- «Алтайский дом и земля»
- «Алтайский мир недвижимости»
Средний размер комиссионных по сделкам с недвижимостью в Республике Алтай составляет 3-5% от стоимости объекта. Но существует определенный диапазон, который может варьироваться от 1% до 10% и более.
Специфические особенности
Искусственный интеллект оценил уровень кредитования и доступности ипотеки в Горном как достаточно низкий. Большинство банков в субъекте ограничены по срокам и условиям выдачи займов. Частая проблема – отсутствие банковских гарантий на недвижимость. Поэтому в регионе распространены социальные программы, например, субсидии на покупку жилья для семей с детьми.
Объем индивидуальных жилищных кредитов в Республике Алтай, выданных в 2022 году, составил больше 3 млрд рублей. Это на 5% больше уровня 2021 года и на 28% больше, чем в 2020.
Выводы
ChatGPT – отличный помощник для поиска информации. Буквально за час специалисты HICLICK получили данные по важным направлениям рынка недвижимости, выведали у нейросети особенности отрасли именно в этом субъекте. На основе этого сотрудники могут прогнозировать развитие всего рынка в ближайшие годы, на конкретных территориях и с разбивкой на типы объектов жилья.
Но есть три момента:
- Нужно перепроверять географические данные, выдаваемые нейросетью. HICLICK поймал ИИ, когда тот приписывал Горному объекты в Тыве и Якутии.
- Сфера недвижимости довольно закрыта. Части информации, тем более, уровня региона или района, может не быть в сети. Поэтому совсем полагаться на ChatGPT не приходится.
- Существуют «отягчающие» факторы – специфические особенности той или иной территории. Цена объекта складывается из многих факторов: близость к реке, обеспеченность коммуникацией, расположение в центре или на окраине. Нужно понимать законодательные тонкости горной территории. Например, условия перевода целевого назначения участка в том или ином случае. Все это можно узнать с помощью нейросети, но для этого сотрудники HICLICK задавали точечные вопросы. ИИ мощный инструмент, но при умелом пользовании.
Агентство высоких откликов HICLICK работает с 2011 года. Много лет компания специализировалась на продвижении дилерских центров в интернет. Но после качественных изменений в 2021 году Hiclick стал работать с производственными компаниями, b2b и масштабным b2c проектами. Один из лидеров Сибири по эффективному внедрению digital технологий.