Письма счастья от ФНС. Как не стать жертвой мошенников

Письма счастья от ФНС. Как не стать жертвой мошенников

14.02.2024
Новости Безопасность

Злоумышленники под видом сотрудников федеральных ведомств все чаще рассылают сообщения, в которых требуют предоставить конфиденциальные данные по почте или в мессенджерах. Как действовать при получении писем от имени налоговой и распознать признаки мошенничества, рассказывают представители группы компаний «Гарда»: руководитель отдела аналитики угроз информационной безопасности Алексей Семенычев и старший специалист отдела информационной безопасности Виктор Иевлев.

Рассылка писем компаниям и гражданам от имени государственных структур – популярная среди мошенников схема. Они используют копии официальных бланков с печатями, подделывают электронные адреса отправителей и используют доменные имена, которые похожи на адреса официальных сайтов. Это повышает доверие пользователей к сообщениям и снижает критичность восприятия информации.

С начала года участились случаи рассылки электронных писем от злоумышленников, выдающих себя за сотрудников Федеральной налоговой службы, с уведомлениями о выявлении подозрительных транзакций налогоплательщика. Авторы письма предлагают пройти дополнительную проверку и предоставить документы: счета-фактуры, накладные, акты приема-передачи, авансовые отчеты, товаросопроводительные и кассовые документы. Скан уведомления содержит печати и реквизиты, а в теле письма есть контакты «инспектора». Мошенники угрожают заморозкой счета налогоплательщика в случае невыполнения их якобы законных требований.

Поскольку годовую бухгалтерскую отчетность за 2023 год компании должны сдать в Федеральную налоговую службу не позднее 1 апреля 2024 года, злоумышленники рассчитывают на то, что перегруженные работой сотрудники финансовых подразделений под дополнительным давлением без раздумий отправят требуемые данные.

Аферистам важно получить шаблоны документов, образцы печатей и подписей, реквизиты. Их собирают для реализации мошеннических действий от имени предприятия, что может привести к судебными тяжбам, штрафам, блокировкам счетов, и репутационным потерям. Жертвами незаконных действий могут стать как крупные компании, так и представители среднего и малого бизнеса.

Что сделать, чтобы защититься от мошенников:

  • использовать только официальные каналы обмена информацией с ФНС. Нужно найти контакты (телефон, почту) на официальном сайте налоговой, если требуется прояснить ситуацию;
  • получить информацию в личном кабинете налогоплательщика;
  • не следует переходить по ссылкам во входящем письме или звонить по указанному номеру. Налоговая отправляет по почте только автоуведомления о новой информации в личном кабинете;
  • обдумать необходимость срочной отправки данных. Стоит помнить, что официальным ведомствам запрещено использовать любые иностранные мессенджеры или соцсети для обмена информацией с гражданами и организациями.

Что предпринять, если компания стала жертвой обмана:

  • обратиться в полицию с заявлением;
  • рекомендуется изменить формат документов и реквизиты;
  • уведомить партнеров и сотрудников о том, что их данные могли попасть к мошенникам;
  • ввести при работе с контрагентами дополнительные процедуры верификации гарантийных писем и платежных документов, например, дополнительным звонком от главного бухгалтера.