Облака стремятся ввысь: каким был 2023 для облачных решений

Облака стремятся ввысь: каким был 2023 для облачных решений

22.02.2024
Новости Накопители и СХД

К кон­цу 2023 г. рос­сий­ский ры­нок об­лач­ных ре­шений по­казал при­рост око­ло 40% - при­мер­но та­кой же, как в прош­лом го­ду. Ос­нов­ные трен­ды 2023 г.: им­пор­то­заме­щение и рост по­пуляр­нос­ти ре­шений на ос­но­ве ис­кусс­твен­но­го ин­тел­лек­та. ComNews по­гово­рил с иг­ро­ками рын­ка об­лач­ных сер­ви­сов и выяс­нил, как они про­вели 2023 г. и что ожи­дают в 2024 г.

В 2023 г. облачный рынок в России показал прирост около 40% - то есть примерно как в 2022 г. (согласно исследованию iKS Consulting, в 2022 г. рынок вырос на 42%). Такую оценку дала Алина Жигалова, директор по развитию сервисов ООО "ИТглобалком Рус" (ITGLOBAL.COM).

Руководитель управления облачных решений ПАО "Софтлайн" (ГК Softline) Дмитрий Исаев считает, что темпы роста немного замедлились. Он связал это с обострением ценовой конкуренции между провайдерами и снижением цен вследствие этого; ростом интереса покупателей к финансовой окупаемости облачных сервисов - FinOps; курсом на замещение решений зарубежных компаний, которые ушли из России.

Тренд на замедление рынка наблюдается за границей. Согласно исследованию ICD, рост мировой выручки от публичных облаков замедлился до 19,1% в первом полугодии 2023 г. Аналитики ICD прогнозируют, что по итогам 2023 г. рост составит 20% (в 2022 г. по итогам года он составил 22,9%).

Мария Маркова, коммерческий директор ООО "Связь ВСД" (Linx), считает, что 2023 г. был успешным для российских облачных провайдеров. "Лидеры отрасли сообщают о двух- и даже трехкратном увеличении количества клиентов", - сказала Мария Маркова. Она предполагает, что рост сегмента IaaS в 2023 г. по сравнению с предыдущим оказался в пределах 30-35%, PaaS - 40-45%. В сегменте SaaS рост также наблюдается, но менее интенсивный: до 20%. "По нашей статистике, сегодня около 70% крупных организаций рассматривают применение облачных технологий как часть стратегии по импортозамещению", - добавила Мария Маркова.

Доверяет ли бизнес облакам - вопрос открытый

После ухода с рынка западных облачных провайдеров у компаний было два варианта: довериться российским решениям или хранить данные в корпоративных ЦОДах. Насчет того, есть ли доверие у бизнеса к российским продуктам, существует несколько исследований. Согласно данным beeline cloud, 50,5% круп­ных рос­сий­ских ком­па­ний ис­поль­зуют облач­ные сер­ви­сы. Бо­лее 40% - для раз­ме­щения кри­тич­ных для биз­не­са сер­ви­сов.

Согласно исследованию Yandex Cloud и промышленного интегратора "УльтимаТек", только 23% промышленных предприятий однозначно согласны размещать в публичных облаках критичные для бизнеса системы, а 46% готовы перенести лишь часть данных в случае предоставления гарантий безопасности от провайдеров. 31% опрошенных не доверяют облачным провайдерам.

При этом на онлайн-конференции "Безопасность российских облаков" участники рынка отметили, что российские заказчики от­ка­зываются раз­ме­щать биз­нес-кри­тич­ные ИТ-сер­ви­сы в оте­чес­твен­ных об­ла­ках и го­товы до­верить им лишь вто­рос­те­пен­ные за­дачи.

Однако Евгений Лосев, технический директор платформы для создания b2b-интернет-магазина ООО "Селти" (Sellty), рассказал, что в 2022 г. количество компаний, использующих облачные продукты, увеличилось втрое. Спрос на облачные решения также вырос до 40% в 2023 г.

Он заметил, что после ухода западных облачных провайдеров появилось недоверие к облакам в целом, остро встал вопрос о безопасности облачных продуктов. Однако, так как польза от облачных решений превышала риски, бизнес продолжил подключаться к продуктам. "Бизнес понимает, что именно облачные решения позволяют обеспечивать необходимую скорость изменений и адаптации под потребности рынка. С их помощью можно модернизировать и импортозамещать ИТ-инфраструктуру в сжатые сроки без капитальных вложений. Кроме того, облачные технологии позволяют компаниям любого размера использовать передовые технологии - например, искусственный интеллект", - считает Евгений Лосев.

Большинство опрошенных ComNews представителей рынка облачных решений считают, что после ухода иностранных игроков доверие к отечественным решениям стало расти.

Светлана Шарапова, руководитель проекта Serverspace, рассказала, что сначала российский пользователь сторонился отечественных технологий: клиенты искали способы продолжать обслуживаться за рубежом или отказывались от облака в пользу собственных решений. Однако развитие конкуренции предоставило свободу выбора в цене, технологиях, надежности, и интерес к российским продуктам вырос.

"Недоверие к отечественному продукту - данность, в которой бизнес жил десятилетиями. Все иностранное заведомо считалось более качественным. Эта тенденция ломается: и бизнес, и обыватели начинают обращать внимание на отечественные продукты и услуги. Во-первых, они не хуже, а порой и лучше. Во-вторых, безопаснее, - объяснил Никита Цаплин, генеральный директор хостинг-провайдера "МТ Финанс" (RUVDS). - Доверять склонны тем, кто не станет в одночасье "отменять" целую категорию клиентов - то есть отечественным компаниям и решениям".

Константин Ансимов, директор по продуктам ООО "Селектел" (Selectel), согласился, что внезапное отключение российских пользователей от зарубежных игроков увеличило доверие к отечественным провайдерам. Он считает, что недоверие бизнеса к облакам в большей степени регламентировано принятыми внутри компании стандартами. "Все больше компаний понимают, что облачные технологии являются драйвером развития бизнеса, поэтому совсем убирать их из поля зрения иррационально. Помимо технологического развития, для крупного бизнеса также остро стоит вопрос диверсификации ИТ-инфраструктуры и повышения ее отказоустойчивости. Компании чаще стали придерживаться гибридной модели в организации ИТ-инфраструктуры, размещая сервисы в нескольких ЦОДах у одного или разных провайдеров или совмещая облако и локальную площадку", - рассказал Константин Ансимов.

Есть и компании, которые стали хранить данные в корпоративных ЦОДах. Руководитель управления облачных решений ГК Softline Дмитрий Исаев рассказал о проблеме, которая за этим последовала: такие ЦОДы быстро оказались перегруженными, из-за чего кто-то начал строить новые ЦОДы, кто-то выбрал частные облака.

"Все игроки на рынке облаков показывают рост выручки, что подтверждает высокий уровень доверия со стороны заказчиков", - рассказал Андрей Никитин, директор по продуктам ООО "Т1Клауд" (T1 Cloud). Однако он отметил, что в этом году заказчики более настороженно относятся к выбору и тщательнее изучают провайдеров.

Тренды 2023 года

Два главных тренда 2023 г., которые отметило большинство опрошенных, - продолжение импортозамещения, миграции с зарубежных облаков на российские и развитие технологий искусственного интеллекта (ИИ).

Импортозамещение и переход на отечественные продукты продолжаются в связи с событиями 2022 г.: тогда ушли многие иностранные игроки рынка облачных решений, оборудование стало дорогим и дефицитным. "В рамках тенденции на импортозамещение компании активно переходили на отечественные решения: в первую очередь это касается миграции с Oracle и продуктов для виртуализации", - рассказал Андрей Никитин.

Алина Жигалова отметила, что компании стали работать с иностранным ПО по модели SaaS, чтобы легально пользоваться привычными сервисами после того, как вендоры покинули рынок.

Согласно исследованию "Яков и партнеры" и "Яндекса", искусственный интеллект использует каждая пятая крупная компания. ИИ оказал влияние и на сегмент облачных решений. "С развитием ИИ и машинного обучения увеличился спрос на аренду облачных серверов с графическими ускорителями (GPU) и 3D VDI, с помощью которых бизнес получает вычислительные мощности без приобретения и обслуживания дорогостоящего аппаратного обеспечения", - рассказала Алина Жигалова.

Пресс-служба ООО "ВК Цифровые Технологии" (VK Cloud) также подтвердила тренд на технологии ИИ и отметила взрывной спрос на ML-платформы и GPU: "Это связано с резким ростом популярности генеративных нейросетей и технологий ИИ. Разработка таких решений дорого обходится бизнесу, а идеи не всегда выстреливают. Облака позволяют тестировать гипотезы, масштабировать или сокращать ресурсы в режиме реального времени и платить по модели pay-as-you-go - только за фактически использованные мощности и сервисы".

Среди других трендов директор по инновационному развитию ООО "Онланта" (входит в группу "ЛАНИТ") Олег Коновалов и другие игроки рынка отметили, что в прошлом году вырос спрос на облачные сервисы PaaS. Олег Коновалов считает, что и в 2024 г. будет увеличиваться доля PaaS-сервисов. По оценке Марии Марковой, коммерческого директора Linx, рост сегмента в 2023-м по сравнению с предыдущим годом оказался в пределах 40-45%.

Несколько компаний отметили, что все больше клиентов интересуются решениями на базе открытого кода.

Дмитрий Исаев считает трендом рост спроса на частные облака: "Вырос сегмент частных облачных решений. Заказчики стали более осознанно подходить к тому, какие сервисы перемещать в публичные облака, а какие оставить в частных. Компетенции заказчиков в части облачных технологий за последние пару лет серьезно выросли".

Андрей Никитин рассказал о росте популярности "отчуждаемых облаков" - модели предоставления облака, когда при наличии собственной облачной платформы провайдер "отчуждает" ее внешним клиентам. Модель соответствует формату on-premise, при которой вся инфраструктура находится на стороне клиента, при этом облачный провайдер предоставляет клиентам необходимые сервисы и инструменты для управления ими.

"Отчуждаемые облака актуальны в случае, если клиент не может использовать публичные или гибридные облака по регуляторным требованиям или в силу протоколов информационной безопасности: когда требуется серьезная экспертиза, иногда проще приобрести облако с набором сервисов, поддержкой эксплуатации, быстро закрыть эту потребность и переобучить кадры. Большое количество запросов на отчуждаемые облака идет не только от бизнеса, но и от государственных организаций", - рассказал Андрей Никитин.

Отдельные компании указали на новые законодательные инициативы, в частности, по обеспечению требований по части СОРМ, которые влекут необходимость закупки дополнительного оборудования или аутсорминга. Также Никита Цаплин, генеральный директор хостинг-провайдера RUVDS, рассказал о создаваемом реестре хостинг-провайдеров: "В реестр, вероятно, войдут не все компании, что вызовет консолидацию на рынке хостинга. Малым "хостерам" будет просто невыгодно работать в новых условиях".