`МегаФон` будет третьим российским сотовым оператором на западной бирже
Третий по величине в России сотовый оператор «МегаФон» в 2009 году может стать публичной компанией, заявил вчера его гендиректор Сергей Солдатенков. В «МегаФоне» рассчитывают, что рыночная капитализация компании составит $25–29 млрд. Вырученные от IPO средства помогут «МегаФону» начать экспансию за пределы России.
О том, что публичное размещение акций «МегаФона» может состояться в следующем году, господин Солдатенков сообщил в интервью агентству Reuters. Возможность выхода на биржу он связывает с завершением в конце прошлого года конфликта акционеров компании — структур холдинга Altimo и управляющего телекоммуникацонными активами «Альфа-групп» бермудского фонда IPOC. По оценке господина Солдатенкова, сейчас стоимость «МегаФона» на 15–20% ниже, чем у котирующихся на NYSE МТС и «Вымпелкома»,— в соответствии с подсчетами Сергея Солдатенкова, она составляет $25,5–29,3 млрд. Долю в уставном капитале «МегаФона» и площадку, на которой она может быть размещена, господин Солдатенков не назвал.
ОАО «МегаФон» — третий по величине сотовый оператор России. На конец 2007 года обслуживал 35,65 млн абонентов в России и Таджикистане. По итогам первых девяти месяцев 2007 года выручка «МегаФона» составила $4,06 млрд, EBITDA — чуть более $2 млрд. 25,1% акций принадлежит через холдинг Altimo «Альфа-групп», 8% — IPOC International Growth Fund датского предпринимателя Джеффри Гальмонда, 35,6% — шведско-финской TeliaSonera, 31,3 — холдингу «Телекоминвест» (58% его акций через компанию First National Holdind владеет господин Гальмонд, 15% — структуры предпринимателя Алишера Усманова, остальные принадлежат TeliaSonera).
Вице-президент по связям с общественностью Altimo Кирилл Бабаев вчера посоветовал обратиться за комментариями в «ЦТ-Мобайл». Телефон главы «ЦТ-Мобайл» Дмитрия Возианова вчера был выключен. Джеффри Гальмонд вчера не подходил к телефону. В пресс-службе TeliaSonera пообещали дать ответы на вопросы "Ъ", касающиеся IPO «МегаФона», но к моменту сдачи номера не ответили. Впрочем, как заявил в своем интервью Сергей Солдатенков, вопрос о выходе «МегаФона» на биржу акционеры компании пока официально не рассматривали.
О планах IPO «МегаФона» его руководители заговорили еще в конце 2001 года, когда его «дочка» «Сонник Дуо» начала работу в Москве, а сам оператор стал третьей федеральной сотовой компанией. Однако их планы нарушил акционерный конфликт между «Альфа-групп» и IPOC. Летом 2003 года «Альфа» приобрела у предпринимателя Леонида Рожецкина компанию «ЦТ-Мобайл», владеющую 25,1% акций «МегаФона». В IPOC посчитали сделку нарушением соглашений акционеров, поскольку господин Рожецкин заключил с IPOC два опционных договора на продажу пакета акций, впоследствии проданных «Альфе». В 2003–2007 годах IPOC пытался оспорить сделку в российских и международных судах, но успеха не имел. В конце 2007 года акционеры «МегаФона» подписали соглашение об аннулировании взаимных претензий и отзыве исков.
Управляющий директор департамента портфельных инвестиций Газпромбанка Андрей Зокин считает, что IPO может положить начало широкомасштабной экспансии «МегаФона» за пределы России: «Международную экспансию "МегаФона" отчасти сдерживает отсутствие свободных средств, поэтому размещение пакета оператора может решить эту проблему».
Начальник аналитического отдела Dresdner Kleinwart Юлий Матевосов отмечает, что МТС и «Вымпелком» имеют долгую биржевую историю и «МегаФону» придется доказать инвесторам, что следует покупать его акции, а не конкурентов: «Доказать это будет непросто. В отличие от МТС и "Вымпелкома", оперирует "МегаФон" только в России и Таджикистане. Инвесторов надо будет убедить, что дальнейшая экспансия будет эффективной».
«Возможно, основной целью IPO "Мегафона" будет именно повышение статуса компании в глазах западных инвесторов,— полагает аналитик Альфа-банка Иван Шувалов.— Ведь компания не нуждается остро в денежных средствах: на ее счетах сейчас собралось больше $1 млрд, а свободный денежный поток от операционной деятельности в этом году превысит $2 млрд».