
Большая телефонная распродажа
Компании— продавцы телефонов и контрактов активно ищут покупателей. Вслед за "Евросетью" и "Беталинком" на продажу выставлен Dixis.
Сотовая сеть Dixis ведет переговоры о продаже с одним из сотовых операторов, рассказала ее представитель Надежда Захарова, отказавшись сообщить детали. По словам источника, близкого к конкуренту Dixis, и менеджера, занимающегося предпродажной подготовкой крупной сети салонов связи, речь идет о "Мегафоне". Близкие к Dixis и "Мегафону"менеджеры это подтвердили.
Представитель "Мегафона" Марина Белашева не подтвердила и не опровергла эту информацию, добавив: оператор активно развивает и собственную розницу.
Dixis— второй сотовый ритейлер после "Беталинка", который официально заявил о планах партнерства с сотовыми операторами. Владельцы крупнейшей сети по продаже телефонов— "Евросети" Евгений Чичваркин и Тимур Артемьев не подтверждали планов ее продажи, но на прошлой неделе основной совладелец АФК "Система" (контролирует сотового оператора МТС) Владимир Евтушенков подтвердил "Ведомостям" информацию, давно обсуждаемую участниками рынка: МТС рассматривает возможность участия в консорциуме инвесторов, который купит контрольный пакет "Евросети".
На рынке сотового ритейла неблагоприятная ситуация, сказал вчера "Ведомостям"Чичваркин: "Сейчас реальная ж…а, если продукты снова подорожают, как весной, и "присядут" потребители, то ситуация из четырех букв будет ситуацией из шести букв". "У ритейлеров проблемы с рефинансированием: на фоне общего кризиса ликвидности банки сокращают лимиты— прежде всего на секторы с низкой маржей и с ограниченным ростом, к которым, увы, относятся ритейлеры", — сетует Алексей Чуйкин, президент "Евросети" с лета 2007 г. по июнь 2008 г. Наиболее разумным выходом из кризиса Чичваркин считает консолидацию: "На рынке слишком много сетей, рынка хватит только на хороших— три-четыре сети".
Совладелец "Связного"и одновременно руководитель розничного блока "КИТ финанс"Максим Ноготков видит другой выход из кризиса: "Наступил такой этап развития сотового ритейла, когда основные игроки заинтересованы в привлечении инвестиций со стороны, в том числе со стороны сотовых операторов". Комментировать возможность продажи "Связного"кому-либо из операторов Ноготков отказался. Гендиректор "Беталинка"Владимир Анненков согласен: сотовые ритейлеры нуждаются в стратегических инвесторах; ими могут быть российские сотовые операторы, "которые работают практически на том же рынке, и западные аналоги сотовых ритейлеров вроде Carphone Warehouse".
"Кризис имеет системный характер, активы дешевеют, те компании, которые вели осторожную политику заимствований, получили шанс скупать конкурентов с большим дисконтом,— рассуждает управляющий директор "КИТ финанс" Дмитрий Геркусов.— А компании, перебравшие долги, будут продаваться". Интерес к ним, думает Геркусов, проявят в том числе и "банки, ориентированные на розницу". Возможность участия "КИТ финанс"в таких сделках он не комментирует.
По оценке МТС, отток абонентов у операторов "большой тройки"составил за последний год около 30 млн человек, говорит представитель этой сотовой компании Елена Кохановская. И в условиях высококонкурентного рынка наличие у оператора контролируемого канала дистрибуции, который будет не только качественно продавать контракты операторов, но и повышать лояльность абонентов, становится ключевым фактором успешного развития бизнеса, объясняет она.
Представитель "Вымпелкома"отказался от комментариев. Ранее многочисленные источники рассказывали "Ведомостям", что "Вымпелком"договаривается об альянсах с "Беталинком"и "Связным".
"Нас устраивает, что сейчас ритейлеры независимы от операторов,— говорил недавно журналистам гендиректор "Вымпелкома"Александр Изосимов.— Но если МТС купит "Евросеть", то конкурентный баланс поменяется и это потребует от "Вымпелкома"ответных шагов".
"Первая продажа какого-либо ритейлера спровоцирует другие продажи по принципу домино",— уверен Чуйкин. Ритейлерам выгоднее всего продать бизнес операторам как единственным "естественным"стратегам на рынке, объясняет он; операторы же будут вынуждены покупать ритейлеров, так как иначе они "просядут"по продажам и рискуют потерять рыночную долю.