Мобильное наступление
Россияне все чаще предпочитают сотовый телефон стационарному. Операторы фиксированной связи уповают на качество своих услуг и на их более низкую цену.
В 2008 г. только сотовой связью будут пользоваться жители 18% домохозяйств, а в 2010 г. — 23%, поделился с «Ведомостями» прогнозом президент МТС Михаил Шамолин. Мобильная связь вытесняет фиксированную вследствие «неразвитости инфраструктуры наземных коммуникаций», полагает Шамолин.
Масштабы бегства
1,5-3 процента голосового трафика ежегодно перетекает из фиксированных сетей в сотовые, по данным «Связьинвеста»
Еще в июле 2006 г. уровень проникновения сотовой связи в России превысил 100%, а в конце сентября 2008 г. составлял 123,7% (данные ACM-Consulting). Плотность фиксированной связи в 2007 г. составила 32 телефонных аппарата на 100 человек (данные Мининформсвязи). Учитывая, что в каждом домохозяйстве проживает в среднем 2,7 человека, получается — стационарный телефон установлен в 86% квартир. Проникновение фиксированной связи еще будет расти, но умеренно, думает Шамолин. Директор департамента маркетинга, развития и управления продуктами фиксированной связи «Вымпелкома» (в феврале 2008 г. приобрел оператора фиксированной связи Golden Telecom) Елена Нечай согласна, что темпы роста фиксированной связи замедляются на фоне мобильной связи, хотя потенциал роста фиксированной связи в России далеко не исчерпан.
Замещение мобильной связью фиксированной (fixed-mobile substitution, FMS) — общемировая тенденция, но в России ситуация пока не драматична, считает представитель крупнейшей российской группы фиксированных операторов — «Связьинвеста» Олег Михайлов. В регионах, где доходы людей ниже, а сотовая связь дешевле, чем в столице, переток уже заметный, говорит вице-президент по стратегии и развитию оператора фиксированной связи «Комстар-ОТС» Александр Горбунов. В Москве (где работает подконтрольная «Комстару» МГТС) в ближайшие три года эффект FMS будет несущественным, считает он.
Но как раз в Москве в этом году произошел скандал на почве FMS. В апреле «Мегафон-Москва» запустил услугу «Домашняя зона»: абонент определяет зону, откуда часто звонит на фиксированные телефоны (например, из квартиры), и сотовый оператор предоставляет ему льготу при каждом звонке на городские номера из этой зоны. Аналогичную услугу «Мегафон» предложил в июне для офисов. МГТС пожаловалась в антимонопольную службу, придравшись к рекламе услуг «Мегафона». Чиновники предписали «Мегафону» прекратить недобросовестную рекламу. Все идет по бизнес-плану, интерес к FMS даже усилился, рад советник гендиректора «Мегафон-Москва» Роман Проколов. Впрочем, «Домашняя зона» не конкурирует с фиксированной связью, а восполняет ее отсутствие в ряде районов, отмечает он.
Примеру «Мегафона» может последовать МТС: она, по словам Шамолина, уже давно разрабатывает сегментированные тарифы с льготной стоимостью звонков в отдельных зонах.
Удержать абонента фиксированной голосовой связи от полного перехода на сотовую может только цена, признает Горбунов из «Комстар-ОТС». Например, у МГТС стоимость минуты разговора «фиксированный — мобильный» — 1,5 руб., а у сотовых операторов средняя цена минуты разговора — 2,5-5 руб. Но у фиксированных операторов есть дополнительный козырь — услуги широкополосного доступа в интернет и ТВ, добавляет он. Кроме того, фиксированные операторы стараются упаковывать разные услуги — местную, дальнюю связь, звонки на мобильные телефоны — в единое пакетное предложение, напоминает Горбунов. Компании «Связьинвеста» нацелены на конвергенцию фиксированной и сотовой связи там, где это возможно, добавляет Михайлов.
Гендиректор «Акадо телеком» Денис Лобанов не верит, что мобильная связь в обозримом будущем станет полноценной заменой более качественной фиксированной. FMS — выход для компаний или людей, которые либо арендуют временное помещение, либо не могут быстро провести туда провод, считает он.