МТС дошла до `Точки`

МТС дошла до `Точки`

12.11.2008
Новости Компании

АФК «Система» отказалась от мультибрендовых магазинов.
Как стало известно “Ъ”, АФК «Система» сворачивает розничный проект «Точка», запущенный в прошлом декабре. В течение года «Система» собиралась развить эту сеть до 500 магазинов, но было открыто всего около 40. Все «Точки» до апреля пополнят монобрендовую сеть МТС. С учетом магазинов «Точки» и новых франчайзи — «Беталинка» и «Телефона.ру» — МТС станет второй по количеству салонов сетью после «Евросети».
О том, что после Нового года магазины «Точка» будут переведены под бренд МТС, “Ъ” рассказала руководитель пресс-службы АФК «Система» Юлия Белоус. Сейчас, по ее словам, компания «ТС-Ритейл» управляет около 320 салонами, только 40 из которых работают под вывеской «Точка», остальные — под МТС (еще примерно 1400 салонами оперирует непосредственно ОАО «Мобильные телесистемы»). «Рассматривается вариант, что с начала 2009 года бренд “Точка” (марку и дизайн разрабатывало агентство Fitch) вообще прекратит свое существование, но окончательное решение еще не принято»,— уточнила она. В создание всей сети «ТС-Ритейл» инвестировано порядка $50 млн, включая затраты на продвижение марки «Точки», говорит собеседница “Ъ”. Директор департамента по связям с общественностью МТС Елена Кохановская пояснила, что не имеет смысла развивать два розничных бренда, поэтому до конца первого квартала 2009 года все салоны «Точки» пополнят монобрендовую сеть МТС.
Компания «ТС-Ритейл» объявила о запуске сети мультибрендовых магазинов в декабре 2007 года. Этот проект ориентирован на продажи товаров и услуг различных «дочек» «Системы» — от сотовой связи до туристических путевок. Планировалось, что к концу 2008 года количество салонов должно было достигнуть 500. Запланированный объем инвестиций в открытие каждой «Точки» площадью 80 кв. м составлял в среднем $50–80 тыс. В течение трех лет общие инвестиции должны были составить порядка $150 млн. Бизнес-план 2010 года предусматривал расширение сети до 2 тыс. салонов, что должно было соответствовать 13% рынка сотового ритейла.
Учредителями ООО «ТС-Ритейл» являются МТС (25%), сама АФК «Система» и другие ее дочерние компании — «Комстар-ОТС», «Интурист», МБРР, «Система Масс-Медиа» (им принадлежит по 15% ООО). По данным компании, оборот «ТС-Ритейл» в 2007 году составил 1,006 млрд руб.
«Если наступит благоприятная рыночная ситуация, к развитию проекта можно будет вернуться»,— добавляет гендиректор «ТС-Ритейл» Сергей Фоменков. Изменится ли структура акционеров «ТС-Ритейл», например, увеличит ли свою долю в компании МТС, господин Фоменков пока не уточняет: по его словам, этот вопрос будет рассматриваться на ближайшем совете директоров, который состоится в конце ноября—начале декабря.
Концепция, которая предполагала продажу продуктов и услуг дочерних компаний «Системы», была недееспособна изначально, говорит ведущий аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин: «С самого начала АФК позиционировала свой ритейловый проект как сеть магазинов нового формата, однако рынок так и не понял, в чем заключалась их уникальность,— в любом сотовом ритейлере можно было приобрести билеты на концерты или игровые гаджеты». Он полагает, что компания «ТС-Ритейл» действительно выделилась бы, если бы сумела договориться и с крупнейшей в мире сетью кофеен Starbucks о совместном открытии магазинов в одном помещении, разделенном стеклянной перегородкой (о проекте “Ъ” писал 14 марта). «Когда АФК запустила свой проект, рынок был уже поделен и окончательно сформирован»,— напоминает аналитик iKS-Consulting Максим Савватин. Даже компания «Эльдорадо», обладающая хорошей экспертизой открытия магазинов в регионах, не смогла занять в сегменте салонов связи существенные позиции, сумев открыть на начало 2007 года только 458 точек. После того как МТС переведет под свой бренд «Точки», а также сети «Беталинк» и «Телефон.ру» (см. “Ъ” от 11 ноября), она окажется сразу на втором месте по количеству салонов после «Евросети», заключили собеседники “Ъ”.