Телефоны вне конкуренции
Крупнейший в мире производитель сотовых телефонов — Nokia нарушала российский закон, рекомендуя дистрибуторам уровень розничных цен, сочла Федеральная антимонопольная служба (ФАС). Правда, в процессе разбирательства Nokia отказалась от этой практики, и дело было закрыто.
Антимонопольная служба признала Nokia виновной в картельном соглашении, рассказал «Ведомостям» начальник управления ФАС по борьбе с картелями Александр Кинев. По его словам, ФАС установила факт нарушения статьи закона о защите конкуренции, запрещающей координацию деятельности других хозяйствующих субъектов. Дело было возбуждено еще в феврале 2009 г., после того как Nokia запустила в России программу Nokia Upstream, меняющую систему дистрибуции, напоминает менеджер одной из компаний - производителей телефонов.
По словам источника в ФАС, речь шла о системе рекомендованных розничных цен, которые Nokia устанавливала в качестве дополнительных соглашений с дистрибуторами. Но в процессе рассмотрения дела Nokia предоставила документы, свидетельствующие, что она отказалась от таких соглашений, и ФАС закрыла дело, говорит чиновник. Ранее в договоре «Евросети» с Nokia было упоминание о рекомендуемых ценах, в новом договоре его уже нет, подтверждает президент «Евросети» Александр Малис.
Cоглашение о ценах не было обязательным, уточняет он, дилер просто получал бонус за следование рекомендациям. Конкуренция от этого не страдала, считает Малис, тем более что бонус был невелик.
Представитель Nokia Виктория Еремина говорит лишь, что компания постоянно общается с ФАС и предоставила все запрошенные документы. Нарушения устранены, добавляет источник в Nokia.
Программа Nokia Upstream запускалась еще в прошлом году, говорит ведущий аналитик Mobile Research Group (MRG) Эльдар Муртазин. По ее условиям вся Россия делилась на несколько округов, в каждом из которых поставщик сотрудничал только с одним дистрибутором, заключая с ним, в частности, соглашение о рекомендуемых ценах. Так Nokia пыталась регулировать цены в зависимости от региона, считает Муртазин. Сейчас, по его сведениям, вся программа свернута.