
`Скай Линк` хочет быть похожим на Tele2
Похоже, ситуация в принципе определилась и "Скай Линк"
уже начал "обживать" уютную нишу основоположника, руководителя и
генерального "управителя" всех сотовых активов "Ростелекома". Причем,
для контроля над новым процессом, после скоропостижной отставки г-жи
Хасьяновой, которая, формально, передвинулась с повышением в кресло
оперативного руководителя "Консорциума 4G", был призван "варяг" из
Tele2 Владислав Швайбович. Обновленная команда управленцев сотовых
активов "национального чемпиона" тоже из этой скандинавской компании - и
к чему это только приведет "Скай Линк"?
Став по умолчанию национальным лидером по числу абонентов и выручке в
сегменте фиксированного ШПД с суммарной абонентской базой больше 7
млн. контрактов (которые, правда, "размазаны" по всей стране),
"Ростелеком" отчаянно старается стать первым всюду. Поскольку оператор
он, формально, универсальный, то усилия прилагаются по принципу "победа
сразу везде" и по принципу "мы за ценой не постоим". Ведь надо же
показать потенциальным инвесторам, что объединение "дочек"
"Связьинвеста" дало не просто позитивные результаты, а крайне быстрые и
очень серьезные подвижки на всем рынке в целом. не так важно, какой
ценой это будет достигнуто - важно, чтобы цифры отчетности были
красивыми. Только с сегментом мобильного ШПД и, в целом, сотовой связи,
как мне кажется, быстрых изменений ждать не стоит.
Кроме того, во-первых, практически гарантирована консолидация активов
и рывок в строительстве. Разумеется, при строительстве формально
GSM-сетей в тех регионах, которые "Скай Линк" в свое время защитил с
помощью МТС, все технические подразделения оператора связи будут
держать в голове тот факт, что планирование надо осуществлять как для
UMTS/LTE, а совсем не как для GSM с его GPRS. То есть радиус соты,
подводка ВОЛС к позициям (или перспектива подведения) будут учитываться
заранее. Денег на это вполне хватит - у "Ростелекома" пока нет
сложностей с получением "длинных" кредитов от госбанков. Скорее всего,
будут по-максимому использованы бывшие "сотовые активы Связьинвеста" с
тем, чтобы растянуть по всей стране сети "Ростелекома", пусть даже
формально - юридическими лицами на месте мало кто будет интересоваться,
главное единый бренд. Соответственно, как мы и предполагали ранее, все
"бумажные" лицензии будут в каких-то регионах использованы как
расширение диапазона для уже работающих там компаний мобильной связи, а
в небольшом количестве произойдет мгновенно-волшебная стройка с
отдельными признаками ударных строек коммунизма.
Во-вторых, "атака на голос" и, хотя бы для начала, первое место по росту клиентов в мобильном сегменте. Как мне рассказали два источника из "Ростелекома" и "Скай Линк", новое руководство уже подписалось под своими KPI, в которых весьма большое внимание уделено числу "новообращенных" абонентов (на отток, правда, никто особенно не смотрит). Судя по всему, атака пойдет не по пути копирования Tele2 (играть теми же приемами на уже освоенном рынке было бы глупо), а по пути предложения текущим клиентам конвергентных сервисов и пакетов "мобильная + фиксированная связь в одном пакете" в тех регионах, где позиции оператора связи действительно сильны. Это, к слову, совсем не столица - здесь о конвергенции можно говорить только в приложении для дальних вызовов, где "Ростелеком", кстати, теряет свои позиции. Приобретение новых ШПД-активов отчасти изменит эту ситуацию (если компания, к примеру, решится-таки купить "Акадо"), а дальние вызовы можно чуть-чуть и подотировать для хотя бы стабилизации оттока к конкурентам. Причем - не только через фиксированные линии связи, которыми, в основном, владеет МТС, а с помощью тех же мобильных телефонов "Ская". Ну кто откажется, к примеру, за 100 руб. получить себе безлимитные вызовы по мобильнику, при нахождении в столичном регионе, на все, без ограничений, городские телефоны России? Магистральная сеть "Ростелекома" выдержит такой "адский тариф" вполне легко, а вот многочисленные VoIP-провайдеры потерпят сокрушительное поражение. Кто-то и из "больших" конкурентов такой ситуации явно не обрадуется.
В-третьих, формально "Скай Линк" будет перенимать опыт Tele2 по сокращению издержек. Основной упор будет сделан на оптимизации путей пропуска трафика, ревизии будут подвергнуты все строительные планы, не исключена возможность тотальной смены всех поставщиков по ключевым направлениям (хотя бы и в профилактически-воспитательных целях - умнее будут на будущее). "Очень вероятно, что новое руководство "Ская" подвергнет ревизии эффективность буквально каждой БС, что внесет свои коррективы в новое строительство", - отметил мне источник из операторов "Большой тройки", который внимательно следит за ситуацией. Кроме того, должны быть предприняты серьезные меры для реального уменьшения "непрофильных расходов", которыми вежливо называют нецелевое использование средств компаний мобильной связи. Во всяком случае, на этот счет новые менеджеры, как мне рассказали, получили отдельное указание.
И, наконец, в-четвертых, новые топ-менеджеры "Ская" (речь про
операционного директора Игоря Литвака и генерального директора
Бизнес-единиц «Москва» и «Центр» Андрея Ляпина) вроде бы должны
привнести в маркетинг оператора опыт своих бывших регионов. "И
Челябинск и Ростов для Tele2 самые старые регионы, где компания
показывает не просто динамичный рост, а вполне активную маневренную
войну с операторами "Большой тройки", заставляя их играть на равных, а
не просто замечать себя, - говорит мне источник из Tele2, - Вполне
вероятно, что именно этот опыт, вполне успешный опыт, противостояния
федеральным конкурентам на поле "дешевого голоса" и потребовался "Скай
Линку". С передачей данных у компании все более-менее хорошо, а вот в
развитии голосовых предложений есть реальное запаздывание, впрочем,
созданное компанией искусственно несколько лет назад".
Есть у "Скай Линк" и более приятные задачи - к примеру, в перспективе
необходимо сформировать качественные предложения для госзаказчиков,
которых, крайне вероятно, на себя оттянет "национальный чемпион" по
вежливому намеку руководства страны. Я уж не говорю про официальные
тарифы и предложения для сорта в преддверии приблиающейся и не такой уж и
мифической олимпиады в Сочи 2014 года. Речь идет не только про
голосовую связь, но и про передачу данных, создание всевозможных
защищенных линий связи, в том числе и для большого количества
спецпотребилетей. Здесь-то и пригодится опыт компании по оснащению
своими решениями экипажей ДПС - вполне вероятно, что различные проекты
государственных "мобильных офисов" будут иметь в качестве транспортного
канала именно "Скай Линк". Хотя, простите - вероятно, что это будет уже
мобильный "Ростелеком", поскольку бренд "Ская", вероятно, уйдет в
прошлое уже в 2012 году. Во всяком случае опыт "Большой тройки" в
"оптимизации портфеля брендов" нам говорит именно об этом. Да и
президент "Ростелекома" г-н Провоторов на официальной пресс-конференции, посвященной объединению компании, не скрывал того, что "лишние" торговые марки будут оперативно "зачищены", чтобы дать дорогу словосочетанию "Ростелеком".